Ученые сомневаются в возможности полного изгнания вируса гепатита В из организма

На сегодняшний день в мире разрабатывается больше пятидесяти методик, направленных на то, чтобы полностью изгнать вирус гепатита В из организма. Как следует из публикации в журнале Nature, пока такой сценарий выглядит фантастичным.

Сейчас терапия против гепатита В направлена в первую очередь на ограничение репликации вируса и на защиту клеток печени от повреждений. Но это не лекарство - вирус остается в организме и терапию надо принимать пожизненно.

Новые методики по лечению гепатита В в основном строятся на различных схемах сочетания противовирусных препаратов и иммуномодуляторов. По оценкам исследователей из института Питера Доэрти, это наиболее эффективная система.

Противовирусное лечение на протяжении последних 25 лет строится на том, чтобы блокировать вирус при попытке репликации. Авторы публикации сравнивают это с зыбучим песком. Тем не менее, отдельные частицы все же прорываются через «песок», и вирус продолжает проявлять активность.

Сейчас усилия по меньшей мере десяти исследовательских групп сосредоточены на том, чтобы «упаковать» вирус в белковую оболочку – «капсид», которая в перспективе должна уничтожить запертый в ней вирус. Однако по оценкам исследователей из Индианского университета в Блумингтоне, этого пока не происходит.

В частности, после окончания приема противовирусных препаратов, уровень вируса в организме снова возрастает.

Другой подход, который может быть использован - применение препаратов, предназначенных для стимуляции распознавания вируса Т-клетками или другими способами врожденной иммунной защиты. В частности, рассматривается возможность применения терапии антителами, которая может удалять частицы вируса гепатита В из кровотока и запускать иммунный ответ против вируса.

Тем не менее, большинство ученых склоняются к тому, чтобы использовать методики функционального излечения, определяемому как устойчивое отсутствие белков и генетического материала вируса гепатита В в кровотоке в течение как минимум шести месяцев после окончания лечения.

По словам Анны Сук-Фонг Лок, гепатолога из Мичиганского университета в Анн-Арборе, если даже у 30 процентов пациентов будет наблюдаться прогресс после двухлетнего лечения, это уже будет считаться большим достижением. «Я не ожидаю, что мы когда-нибудь доберемся до диапазона 90 процентов и выше», - отметила эксперт в беседе с корреспондентами Nature.

Тем не менее, большое количество схем лечения и само внимание к проблеме очень важны. Дело в том, что подавляющее большинство носителей вируса гепатита В не знают, что у них есть это заболевание. Ученые полагают, что в мире около 300 миллионов человек страдают от гепатита В, но соответствующий диагноз поставлен лишь каждому десятому.

Причем, среди тех, кто знает о своей болезни, соответствующее лечение получают лишь около пяти миллионов человек во всем мире. Появление новых схем лечения и увеличение их доступности наряду с тем, что проблеме гепатита В будет уделяться все большее внимание, может способствовать тому, что большее число людей смогут если не излечиться от коварной болезни, то хотя бы максимально блокировать ее проявления.