Из федерального бюджета выделены средства на лечение гепатита С

Межрегиональная общественная организация
содействия пациентам с вирусными гепатитами

8 800 775-9200

Хронический гепатит, фиброз, цирроз... следующая остановка рак печени? Не обязательно! Читайте подробно о диагностике и лечении рака печени


Наши партнеры


Горячая линия правовой помощи

8 800 500-8266

По будням с 13:00-17:00 мск.


Записаться к врачу
в Московской области

8 800 550-5030

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия для онкобольных

8 800 100-0191

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Росздравнадзора

8 800 550-9903

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Роспотребнадзора

8 800 555-4943

КРУГЛОСУТОЧНО


Официально открыт 4 канал финансирования покупки лекарств для лечения гепатита С – 15 марта Премьер Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ о выделении из Федерального бюджета в течение как минимум 2024, 2025 и 2026 годов по 4,5 млрд ежегодно на софинансирование расходов субъектов по обеспечению в амбулаторных условиях противовирусными лекарственными препаратами лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, с диагнозом «хронический вирусный гепатит С».

Итак, сейчас бесплатно терапию гепатита С можно получить:

  • детям младше 18 лет за счет средств фонда «Круг добра»;
  • пациентам с тяжелыми поражениями печени (выше F3) и сопутствующими заболеваниями — за счет средств ОМС в дневном стационаре в рамках базовой программы госгарантий;
  • пациентам без тяжелых поражений печени (ниже F3) - в амбулаторном режиме в рамках целевых региональных программ за счет софинансирования из федерального и регионального бюджетов;
  • пациентам с коинфекцией ВИЧ - за счет федерального бюджета в региональном Центре СПИДа.

Как мы понимаем, после долгих консультаций, было решено не дополнять программу «Развитие здравоохранения» 22 приложением, а провести прямое распределение средств распоряжением Правительства.

1 апреля премьер-министр Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ №407, которое дополняет программу «Развитие здравоохранения» приложением 22, регламентирующим лечение гепатита С в амбулаторном режиме за счет софинансирования из средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов, в котором четко прописан механизм распределения средств и условия, которые должны выполнить субъекты, чтобы получить эти средства.

Главным условием получения федерального финансирования является наличие целевой региональной программы и выделение на нее средств из бюджета субъекта.

К сожалению, проект приложения появился, когда все субъекты свой бюджет уже сверстали и, так как в последнее время в финансировании лечения гепатита упор делался на ОМС, целевые программы были заложены далеко не во всех регионах. Несмотря на это, по нашим сведениям, от федеральных денег ни один регион не отказался и все ищут возможности выполнить условия постановления Правительства. Что ж, на наш взгляд, это хороший стимул для регионов не сваливать все заботы о лечении гепатита на федеральные плечи, как это, к сожалению, происходит в АРВТ-терапией и лечением гепатита С у ВИЧ+.

Согласно распоряжению правительства №615 от 15.03.24, механизм должен заработать до 15 апреля.

Обратите внимание: реально механизм заработает только к середине, а то и концу лета, так как должны быть: подписаны соглашения с регионами, выделены средства, проведены торги – не торопитесь дергать врачей и тем более жаловаться!

Если следовать логике аргументов, которые представители Минздрава приводили в защиту критериев приказа №70-н от 27.02.23, в амбулаторном режиме терапию должны получать пациенты, не попадающие под критерии приказа, которым не требуются наблюдение в режиме дневного стационара - т.е. пациенты с фиброзом ниже F3 и без сопутствующих заболеваний.

К сожалению, ни в одном документе четко не указана категория пациентов, которая должна получать терапию в рамках программы «Развитие здравоохранения». Поэтому первое время мы ожидаем недопонимание и злоупотребления на местах: пациентам могут говорить, что ни о какой программе не слышали, а если она и есть, то лечат только с продвинутым фиброзом.

По нашим сведениям, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный уже направил в Минздрав депутатский запрос с просьбой уточнить критерии – как только у нас появится информация, мы разместим ее на сайте.

Суть распоряжения в двух словах:

  1. деньги выделены только на «обеспечение /…/ лекарственными препаратами» - т.е. формально диагностику и оплату работы врачей из этих денег оплачивать нельзя;
  2. это амбулаторная медицинская помощь – т.е. статус дневного стационара не нужен и в программе могут участвовать разные ЛПУ, в том числе поликлиники (главное, чтобы врач квалифицированный был);
  3. за счет этих денег лечить будут тех, кто состоит на диспансерном учете – так что бегом в Центр гепатитов, если еще не обращались туда;
  4. это не ОМС, а отдельная программа – соответственно, пресловутый приказ Минздрава №70н к ней никакого отношения не имеет и, если следовать логике Минздрава: дневной стационар – для тяжелых пациентов (F3-F4), амбулаторка – для легких (

Согласно таблице, сопровождающей распоряжение Правительства Российской Федерации № 615-р от 15 марта 2024 г., деньги получат 88 субъектов, включая «новые территории». Москве дополнительных денег не дали, но она и без них прекрасно справляется.

Больше всего – 232,5 млн. – в 2024 году получит Свердловская область. В десятку регионов, которым причитается больше 100 млн., также входят Санкт-Петербург, Забайкальский, Краснодарский, Пермский и Приморский край, Нижегородская, Новосибирская и Челябинская области, а также Республика Башкортостан. А вот, скажем, Ненецкий автономный округ за счет дополнительных средств сможет пролечить максимум 4 пациентов.